Сенсей
Слово «сенсей» состоит из двух частей, переводимых, как «ранее» (сен) и «родившийся» (сей). Это слово используется, чтобы показать свое уважение по отношению к тому, кто через большой опыт и практику достиг высокого уровня мастерства. Эта форма обращения используется вместо обычного суффикса — сан, выражающего почтение, например, Ямамото-сан, который с течением времени заменили на сенсей — Ямамото-сенсей. Семпая можно тоже считать своим учителем, в этом случае нужно обращаться к нему, используя слово «Сенсей».
Поскольку До - это Путь жизни, то и обращаться к сенсею подобным образом надлежит не только в додзе, но и за его пределами. Не делая этого, мы тем самым превращаем нашу практику во что-то отдельное, в отрыве от остальной жизни. Надлежащее использование обращения Сенсей является еще одним важным аспектом рейдзи.
При этом сенсей и семпай также должны руководствоваться рейдзи и брать на себя ответственность за помощь младшим ученикам. По этой причине измученный семпай иногда считает, что его положение старшинства – это скорее «каторга», чем привилегия. Правильное исполнение роли семпая подразумевает гораздо большее, чем просто выкрикивание команд, оно требует серьезного внимания к росту и развитию своих подопечных, что является довольно трудной задачей.
Некоторые ученики удивляются - зачем в До уважение нужно обязательно демонстрировать «на публику»: поклоны, обращения по званию и пр. Они считают, что чувства уважения к другому адепту вполне достаточно и нечего это выставлять напоказ. Однако ученик намного лучше прогрессирует в атмосфере демонстративного уважения и почитания старших и учителя. Рейдзи связывает саму атмосферу уважения и тех, кто находится в этой атмосфере, привнося, т.о., в практику элемент серьезности, от чего все только выигрывают. Это вдохновляет, помогает сенсею не жалеть сил в обучении своих учеников, заботиться об их благополучии, а учеников заставляет показывать искреннее уважение к учителю и практикуемому искусству.
Подобное - «родители-дети» - отношение доказало свою жизнеспособность и эффективность для передачи древних дисциплин из поколения в поколение. Кроме того, цель, преследуемая в практике Пути, это синхронизация деятельности сознания и тела: мысли и действия должны представлять собой единое целое. Поэтому вполне естественно, если после получения указаний от учителя ученик поклонится и скажет: «спасибо, сенсей». Физически показывая благодарность, которую он сейчас чувствует, и вслух выражая свои чувства, ученик добивается интеграции сознания и тела, гармонии мысли и действия.
С течением времени практика Пути, позволяющая объединять сознание и тело, распространяется и на жизнь вне додзе, что на самом деле и является главной целью, для достижения которой мы и практикуем Путь.
H.E. Davey (8 дан дзюдзюцу)